Опоясывающая рифма — одна из важнейших литературных фигур, используемая в стихотворной форме. Она характеризуется повторением звуков или звуковых групп в начале и конце двух или более строк стихотворения. Такое повторение создает музыкальный эффект и придает стихотворению особую мелодичность и ритм.
Опоясывающая рифма обычно используется для подчеркивания главных идей и эмоций в стихотворении. Она может быть как в рифмованной форме, так и в нерифмованной, но всегда отображает взаимосвязь и соприкосновение двух отдельных фраз или идей.
Пример опоясывающей рифмы:
Далеко ты на веки, в гонимое мечтой небытие
Опоясывающая рифма может быть использована различными способами в литературе. Она может служить для передачи эмоций и настроения, выделения важных слов или фраз, и даже создания сюжетной линии. В зависимости от замысла автора, она может быть использована сдержанно и минималистично или ярко и энергично, в зависимости от жанра и темы стихотворения.
Опоясывающая рифма — важное искусство литературы, которое способно усилить эффект стихотворения. Она придает тексту особую гармонию и мелодичность, делая его более эмоциональным и запоминающимся для читателя. Она используется многими выдающимися поэтами и позволяет создавать произведения, которые занимают свое почетное место в мировой литературе.
Опоясывающая рифма: что это?
Опоясывающая рифма – это особый вид рифмы в стихотворном произведении, при котором один стих охватывает или «опоясывает» другие стихи. Она придает стихотворению особую музыкальность и эстетическую гармонию.
В отличие от обычной курсивной рифмы, где действует схема «aabb», где «a» – рифмующаяся часть стиха, а «b» – часть стихов, не рифмующаяся, опоясывающая рифма выстраивает связь между всеми стихами в произведении. Она позволяет создать единое музыкальное и смысловое целое.
Опоясывающая рифма может быть использована в различных жанрах стихотворения – в лирической поэзии, эпической поэзии, драматургии и даже в песенных текстах.
Одним из наиболее известных примеров опоясывающей рифмы является поэма Александра Пушкина «Евгений Онегин», где каждый стих последующей строфы повторяет фонетический образ предыдущей. Это создает музыкальный эффект, передающий настроение и гармонию произведения.
Определение
Опоясывающая рифма — это рифма, при которой в каждой строфе или стихотворении повторяются звуки на концах стихов. Опоясывающая рифма, также известная как однородная рифма или колецная рифма, отличается от обычной рифмы тем, что с течением текста звуковая схема повторяется через различные строфы или стихотворения.
С архаической точки зрения, опоясывающая рифма представляет собой одно из древнейших и наиболее устойчивых стихотворных средств. Она используется в различных стилях и жанрах литературы, включая поэзию, эпос, баллады и песни. Опоясывающая рифма может добавлять чувство ритма и мелодии к тексту, создавая уникальную музыкальность.
Опоясывающая рифма может быть реализована разными способами, включая повторение одного и того же слова, повторение слов с похожими звуками или использование схожих рифм в различных местах текста. Это варьируется в зависимости от стиля и предпочтений автора.
Что такое опоясывающая рифма?
Опоясывающая рифма – это стихотворная рифма, при которой две строки дополняются рифмующейся третьей строкой, образуя своеобразное кольцо.
Такая рифма получила свое название из-за своего «опоясывающего» эффекта, когда рифмующаяся третья строка обрамляет рифму между первыми двумя строками.
Опоясывающая рифма является одной из форм рифмы в поэзии. Она отличается от других форм рифмы тем, что существует связь между рифмирующими строками не только через последний звук, но и через другие из звуков
Вот пример стихотворения с опоясывающей рифмой:
В те младые вереницы зову милых я иных
Сладострастною позабыть хотяже б грусть итальян...
Лишь две строчки могли затем опоясавать — и первой
Я заметаю изрыла через даль замысел;
Сыплет российская душа уж иногда обисень...
Но, ах, она меня связала подвижным кругом -
Опоясавшим заменил забытье она нашедшимся меценатом
Действо особое важное вред — и мощное,
Храня три звучный глас не камни мои, не руки,-
Жуткую радость мою умножает кольцо...
Опоясывающая рифма может быть использована для создания особой мелодичности и музыкальности в стихотворении. Она может быть использована как в классической, так и в современной поэзии для передачи эмоций и выражения идей.
Примеры
- Александр Сергеевич Пушкин
- Икс (Oт) Итальянские письма, 1827 г.
- Не вижу смысла великом в зрелище (Oт) К Рутенбеку, 1820 г.
- Константин Димитриевич Бальмонт
- Когда невидимая рука (Oт) Шестая песня, 1910 г.
- Машинальный хореограф (Oт) Шесьеребряное, 1906 г.
Известнейший русский поэт Александр Сергеевич Пушкин мастерски использовал опоясывающую рифму в своих произведениях. Вот некоторые из них:
Ее руки, глядел я, сладок: | а рифма имеет вид ABBA |
Они мелькали, словно ладони, | раскинутые морем недотрог, |
И в этом абжуре, мне к мукам, | две радуги в каре, от угла до кромки. |
Волна богата жемчугом настигла, (A) | а рифма имеет вид AAABB |
Нежней златиться скатерть, и Летучие (A) | льются Фарфора, ковров пурпурностью. |
Там спускаешься по лазурной воде (B) |
Русский поэт, прозаик и переводчик Константин Димитриевич Бальмонт также использовал опоясывающую рифму в своих стихотворениях:
Посредине произвольного треугольника (A) | а рифма имеет вид AABB |
Одацея | на прямомугольные хлебы творчества |
нельзя Геноцида превратить в Фармацевтику |
На фоне скрипучих, засиневших ночек (A) | а рифма имеет вид AAABB |
«рыцарским» военсоветом, надутым мычанием | дубового эха, инуитская теща |
Да Донцова под лакированным цветком (B) |
Известные примеры опоясывающей рифмы
Опоясывающая рифма – это форма рифмы, при которой звуки одного и того же стихотворного строфа фактически повторяются на протяжении всего текста. Вот некоторые известные примеры опоясывающей рифмы:
- В траве сидел кузнечик,
В магазине зеленый купил кузнечишек.
Во дворе жил котенок,
В ресторане заказал тарелку супа. — А.С. Пушкин
- Отцы, матери, дети –
Понятостью одеты.
ШабанЕ?ок… бабанЕ?ок…
ШарЕ?-ковЕ? в забранЕ?ке,
Птицы на Е?ик-Е?акЕ?.
Вот и все испытанья
Сосудистой страны! – С.А. Есенин
- Осень gold и унылой,
Землею пряно пахнет.
Весь город в корзину, в sUmmеr теряет count,
Ласты от mark моря и gоrдostню shore.
МасленицА? cлюдит, то есть на tOпчу bee или queEn
Раскаленную star… – Г. Р. Державин
Это всего лишь некоторые примеры из множества стихотворений, где использована опоясывающая рифма. Она создает особую музыкальность и ритм в тексте, делая его более запоминающимся и выразительным.
Особенности
Опоясывающая рифма – одна из наиболее сложных форм поэтического оформления текстов. Ее особенности:
- Требует особых навыков и мастерства от поэта.
- Использует повторение одного и того же слова в начале и конце строки.
- Образует ритмическую силуэтность, придающую стихотворению особую музыкальность.
- Создает эффект завершенности и законченности в тексте.
- Усиливает воздействие стиха на читателя.
Опоясывающая рифма требует грамотности и точности использования слов и их значений в тексте. Ее использование может быть эффективным в создании эмоционального настроения, привлечении внимания и выделении основных идей.
Примеры | Автор |
---|---|
Судья требует откровения, Злым приговорять – и плачу, За простую улыбку, – отеля. Иллюзию – простую, плачу. | Александр Власов |
Однажды поутру, в час странный, Шифер, перезвоня, гудел, И огни, огни на рельсах, Ночи глубиною, гудел. | Владимир Набоков |
Приведенные примеры демонстрируют технику использования опоясывающей рифмы и ее эффект на стихотворение. Она позволяет создать особую атмосферу и подчеркнуть эмоциональную составляющую текста.
Для использования опоясывающей рифмы в стихотворении необходимо тщательно подбирать слова и хорошо работать над ритмом и звучанием текста. Это требует времени, усилий и таланта от поэта, но может приносить великолепные результаты в виде оригинальных и запоминающихся стихотворений.