Обломовщина Добролюбова: статья, конспект, подробное описание

Иван Александрович Гончаров, русский писатель XIX века, в своем романе «Обломов» создал образ главного героя, который стал воплощением феномена, названного Добролюбовым «обломовщиной». Обломов — типичный представитель дворянства своего времени, погруженный в безделье, пассивность и инертность.

Сам термин «обломовщина» был введен в обиход Николаем Алексеевичем Добролюбовым, русским просветителем и критиком, который поставил целью своей жизни избавить российскую литературу от инерции и безделья. В своей статье «Что такое обломовщина?», Добролюбов провел анализ романа Гончарова и раскрыл суть пространства бездействия и апатии, в котором жил главный герой романа.

Статья Добролюбова представляет собой подробный анализ «Обломова» и выявление ключевых моментов, характеризующих образ обломовщины: отсутствие целей и смысла в жизни, неверие в свои силы и возможности; бездеятельность, инертность и безответственность, страх перед переменами и нежелание брать ответственность за свою жизнь.

Добролюбов подчеркивал, что обломовщина не просто личный порок обломова, но и отражение патологии общества, в котором он живет. Критик акцентировал внимание на социальном контексте романа, в котором «обломовщина» становится характеристикой российского дворянства и всей экономической и социальной системы.

Обломовщина Добролюбова:

Статья «Обломовщина» была написана Николаем Добролюбовым и впервые опубликована в журнале «Современник» в 1860 году. В этой статье Добролюбов рассматривает феномен «обломовщины» как типичное явление российской действительности.

Обломовщина — это состояние пассивности, бездействия и апатии, характерное для Овсянико-Куликова, главного персонажа романа «Обломов» И.А. Гончарова. Добролюбов утверждает, что этот образ Овсянико-Куликова стал символом российской национальной души и отражает все главные особенности нашего общества.

В своей статье Добролюбов обращает внимание на то, что «обломовщина» проявляется не только в личностных характеристиках отдельных индивидуумов, но и на уровне общества в целом. Он описывает «обломовщину» как болезнь, поражающую все сферы жизни: политику, экономику, культуру.

Добролюбов считает, что «обломовщина» является преградой на пути к прогрессу и развитию России. Он призывает социальные слои к действию и преодолению этого явления. В своей статье он называет «обломовщину» «главным врагом России» и считает, что ее преодоление — это задача всего народа.

Статья Добролюбова «Обломовщина» стала одной из самых известных и влиятельных его работ. Она получила широкое признание и вызвала живой отклик в обществе. Добролюбовский термин «обломовщина» стал широко используемым в литературе и культуре России.

Статья, конспект, подробный анализ

Обломовщина, понятие, введенное Н. А. Добролюбовым в его знаменитой статье «Что такое обломовщина?» (1859), является критическим анализом образа жизни Обломова, главного героя романа И. А. Гончарова «Обломов». В этой статье Добролюбов принимает аналитический подход к обсуждению феномена обломовщины, особенностей характера Обломова и его нежелания делать что-либо, его пассивности и бездействия.

Конспект статьи «Что такое обломовщина?» может быть представлен следующим образом:

  1. Введение
    • Знакомство с понятием «обломовщина»
    • Упоминание о романе Гончарова «Обломов»
  2. Обсуждение образа Обломова
    • Характерные черты Обломова
    • Нежелание делать что-либо, пассивность и бездействие
    • Подавленные амбиции и отсутствие стремления к достижению целей
  3. Причины обломовщины
    • Социальный контекст и влияние окружения
    • Отсутствие мотивации и целей в жизни
  4. Критика обломовщины и предложения Добролюбова
    • Негативные последствия обломовщины для индивида и общества
    • Необходимость преодоления обломовщины и развития активности и инициативности
    • Предложения по изменению пассивности общества

Анализ статьи «Что такое обломовщина?» позволяет лучше понять концепцию обломовщины и ее значения для русской литературы и общества. Добролюбов обнаруживает глубокие проблемы российского общества и предлагает пути их преодоления. Статья является одним из наиболее значимых трудов Добролюбова и оказала огромное влияние на развитие литературы и общественной мысли в России.

История и происхождение термина

Термин «обломовщина» был введен русским литературным критиком и публицистом Николаем Добролюбовым в его знаменитой статье «О чем же роман «Обломов»?» в 1859 году. В статье Добролюбов описывает и анализирует образ главного героя романа «Обломов» Ивана Гончарова.

Термин «обломовщина» происходит от имени образа Ильи Ильича Обломова, который является воплощением инертности, бездеятельности и пассивности. Главный герой романа прекрасно иллюстрирует проклятие русской интеллигенции XIX века, которая терпит неподвижность, отсутствие стремления к саморазвитию и работе.

Добролюбов в своей статье критикует роман Гончарова за идеализацию Обломова и его преклонение перед ним. Он считает, что Гончаров создал «наивную идеалогию бездеятельности» и пропагандирует образ жизни, противоречащий полезности и развитию личности.

Термин «обломовщина» был быстро воспринят широкой публикой и стал символизировать отказ от активности, неработоспособность и бездействие. Образ Обломова стал архетипом ленивого и безответственного человека в русской культуре.

Основные особенности «обломовщины»
Черты «обломовщины»Описание
ИнертностьБезразличие к происходящему и нежелание что-либо менять
БездеятельностьНежелание выполнять любую форму работы
ПассивностьОтсутствие стремления к саморазвитию и достижению целей
ЛеньОтсутствие желания или сил для выполнения какой-либо деятельности

Понятие обломовщины в литературе

Обломовщина — понятие, введенное русским писателем И.А. Гончаровым в его романе «Обломов». Оно описывает особый тип личности, характеризующийся бездействием, пассивностью и отсутствием инициативы. Основным критерием обломовщины является отсутствие стремления к саморазвитию и пристрастие к безделью.

Главный герой романа «Обломов» — Илья Ильич Обломов — является ярким примером обломовщины. Он живет в погребении своей комнаты, полностью погруженный в свой внутренний мир. Бездействие и отсутствие мотивации охватывают его, и он оказывается неспособным к активным действиям. Вместо того, чтобы реализовать свой потенциал и стремиться к развитию, Обломов всегда выбирает путь наименьшего сопротивления.

Обломовщину можно рассматривать как аллегорию русской души и ее способности к саморазвитию. Образ Обломова стал символом нездорового состояния русской интеллигенции, отражающегося в бездействии и отсутствии стремления к изменениям. Гончаров с помощью этого образа высмеивает российскую общественность и ее нежелание двигаться вперед.

Термин «обломовщина» стал широко использоваться в литературе и критике для обозначения не только конкретного персонажа, но и общественного явления, когда индивидуумы отказываются относиться к жизни активно, предпочитая бездействие и комфортную безответственность.

Основные признаки обломовщины:
ПризнакОписание
Отсутствие стремления к саморазвитиюОбломовщина характеризуется безразличием к личностному росту и отсутствием желания изменить свою жизнь к лучшему.
БездействиеОбломов и другие обломовщины предпочитают пассивность и безделье, не стремясь к выполнению работы или предпринимательским действиям.
Нежелание принимать решенияОбломовщина проявляется в неспособности принимать решения и отсутствии инициативы.
Погружение в свой внутренний мирОбломов и другие обломовщины проводят большую часть времени в размышлениях и мечтаниях, не интересуясь событиями вне своей сферы.

Символика образа обломовщины актуальна и в наше время. Обломовщина олицетворяет апатию и безразличие к жизни, отсутствие стремления к самосовершенствованию и нежелание принимать ответственность за свои действия. Уроки, которые можно извлечь из такого образа, должны побудить нас к активности и постоянному личностному росту, отказу от бездействия и стремлению к достижению поставленных целей.

Отношение Добролюбова к обломовщине

Добролюбов, описывая феномен обломовщины, занимает жесткую и критическую позицию по отношению к этому явлению. Он рассматривает обломовщину как патологическое состояние русского общества и его инертность в различных сферах жизни.

Обломовщина представляет собой образ жизни, характеризующийся пассивностью, бездействием и отсутствием инициативы. Ленивый, непродуктивный образ жизни обломовщины является препятствием для развития и прогресса общества. Добролюбов называет обломовщину «насиметологическим» явлением русского общества, которое пронизывает его все сферы.

В своей статье Добролюбов приводит иллюстрацию обломовского состояния, описывая главного героя Гончарова, обломова. Он является воплощением обломовщины: ленивый, пассивный, бездельник. Добролюбов подчеркивает, что обломовщина – не только отдельное, индивидуальное явление, но и общественное, которое находит отражение в различных сферах жизни: политике, экономике, культуре и т. д.

Добролюбов осуждает обломовщину как недопустимое явление для развития и прогресса общества. Он считает, что обломовщина является одной из причин, почему Россия отстает от западных стран, а граждане остаются на уровне второсортных молодцов. Добролюбов утверждает, что только путем преодоления обломовщины можно достичь прогресса и современности.

В своей аналитической статье Добролюбов приводит множество аргументов и примеров, чтобы доказать свою точку зрения о вреде обломовщины и недостатке активности и творческого начала в русском обществе. Критично и недвусмысленно он поднимает проблему и показывает необходимость борьбы с этим явлением для достижения прогресса и развития русского общества.

Основные черты обломовщины по Добролюбову

В статье «Обломовщина» Н. А. Добролюбов описывает феномен обломовщины – особенности и проблемы инертной и ленивой жизни. Обломовщина является философским и социальным понятием, которое характеризует отсталость исиндивидуализма и нежизнеспособность индивида.

Главной чертой обломова является бездеятельность и отсутствие любых целей и стремлений. Обломов “…себя забыл, свой долг проглядел…”, весь его мир сужен к узкому кругу домашних обязанностей. Утро обломова начинается с долгих занятий на кровати, ужин предлагает новую порцию ложек. Он превращается в пассивного человека, который не способен на самостоятельные поступки и решения, а только постоянно делегирует свои дела другим.

Еще одной особенностью обломовщины является отсутствие служения интересам общества. Обломов – «король инферфэйсов», он морально и физически остается в прежнем состоянии, пренебрегая умственным и физическим развитием. Он не проходит через цепь общественных интерфэйсов, что ведет к отставанию от всего мира и других народов.

Также, обломовщина проявляется в инертности мышления. Обломов не способен к конструктивной деятельности и чему-либо научному или творческому. Отсутствие интереса и активности приводит к утрате критического мышления и становится основной причиной его обличения.

Вместе с тем, обломовщина характеризуется потерей твердости и решительности. Обломов вообще не принимает решений и будет спать и лежать на кровати, чтобы только не прерывать свой покой. Он откладывает споры, дела, встречи и все то, что требует решительных действий и приводит к неудовлетворительным результатам.

Основные черты обломовщины:
1.Бездеятельность и отсутствие целей
2.Отсутствие служения интересам общества
3.Инертность мышления
4.Потеря твердости и решительности

Критика обломовщины в статье Добролюбова

Иван Александрович Добролюбов является известным критиком, публицистом и писателем XIX века. Его статья «Что такое обломовщина?» стала одним из наиболее известных произведений, в котором он критикует обломовщину как явление в русской литературе и обществе.

Обломовщина — это сознательное или бессознательное отрицание потребности в активной жизнедеятельности, предпочтение праздности, безделья и бездействия. Добролюбов утверждает, что обломовщина пронизывает всю русскую жизнь и прямо связана с общественно-политическими проблемами того времени.

В своей статье Добролюбов раскрывает главные причины обломовщины в русской литературе. Он отмечает, что литературные герои, страдающие обломовщиной, представлены в виде недостаточно развитых личностей, которые неспособны преодолеть свои слабости и приступить к действиям. Они цепляются за прошлое и ненавидят настоящее, отсюда их апатичность и безразличие к событиям в мире.

Добролюбов также замечает роль образования и воспитания в формировании обломовщины. Он считает, что недостаточное развитие образования и отсутствие культуры приводят к формированию обломовщины в обществе. Также он обращает внимание на то, что герои с обломовщиной направлены на непродуктивное использование времени и не нацелены на достижение каких-либо целей в жизни.

В статье Добролюбов использует сильную и проникновенную критику, чтобы вызвать пробуждение в обществе и литературе. Он призывает русских писателей писать о реальной жизни с ее проблемами и сложностями, а не строить иллюзии и героев-обломов. Он показывает, что обломовщина — это не желаемое состояние для развития общества, а препятствие на пути к прогрессу и развитию.

Изучение статьи Добролюбова и его критика обломовщины важно для понимания русской литературы и общества XIX века. Анализ его аргументов и примеров позволяет увидеть, какие изменения и преобразования должны быть в обществе, чтобы преодолеть обломовщину и двигаться вперед. Это актуальная тема и в нашем времени, поскольку проблемы бездействия и апатии всегда будут присутствовать в обществе.

Влияние статьи Добролюбова на литературу

Статья Добролюбова «Обломовщина» оказала существенное влияние на развитие литературы в России. Эта работа, опубликованная в 1859 году, вызвала огромный резонанс и стала одной из наиболее обсуждаемых и спорных в своё время.

В статье Добролюбов критикует так называемый «обломовщину» — бездельничество, леность и безразличие к жизни, которые он считает характерными для русской интеллигенции. Он описывает главного героя романа «Обломов» Илью Ильича Обломова как тоталитарного человека, лишенного силы воли и жизненных устремлений.

Статья Добролюбова породила живой дебат о роли и задачах интеллигенции в обществе. Она стала катализатором для многих писателей, которые начали обращаться к изображению социальных недостатков и нравственного упадка. Такие писатели, как Тургенев, Достоевский, Гончаров, следовали за Добролюбовым в своих исследованиях и критике социальных явлений, подвергая русскую интеллигенцию острому разоблачению.

Под влиянием статьи Добролюбова начался новый этап в развитии русской литературы — критическое направление. Это направление было ориентировано на исследование проблем социального и нравственного порядка, что явилось новацией для литературного сообщества того времени.

Статья Добролюбова укрепила понимание того, что литература должна играть важную роль в обществе, отражая его проблемы и вызывая критическое мышление. Она стала поводом для дальнейших дискуссий и дебатов о роли и задачах литературы.

В целом, статья Добролюбова «Обломовщина» оказала значительное влияние на развитие литературы в России, привлекая внимание к социальным проблемам и становясь отправной точкой для многих писателей, продолживших традицию критического исследования социального порядка и нравственного упадка.

Вопрос-ответ

Кто такой Добролюбов?

Николай Александрович Добролюбов — русский публицист, литературный критик и критик-реалист, один из наиболее ярких представителей русской революционной демократии.

Что такое «Обломовщина Добролюбова»?

«Обломовщина Добролюбова» — это понятие, введенное Н.А. Добролюбовым, которое означает отрицательное отношение к ленивой и пассивной жизни, бездельничеству, отсутствию энергии и инициативы в человеческой жизни.

Каковы причины возникновения «Обломовщины»?

По мнению Добролюбова, основной причиной возникновения «Обломовщины» является отсталость и непросвещенность народа, а также инертность и пассивность общества.

Какими примерами «Обломовщины» приводит Добролюбов в своих произведениях?

В своих произведениях Добролюбов приводит примеры ленивых и бездельничающих героев, таких как Обломов из романа Гончарова «Обломов», Илья Ильич Оболенский из «Столпов» Лескова, Беловодский из «Трущоб» Фета и других.

Оцените статью
AlfaCasting